Эссе «Я учитель»
учителя начальных классов МКОУ 1-Абрамовской СОШ
Бизюкиной Елены Викторовны
« Я учитель». Эту фразу могут отнести к себе многие: бабушка, научившая внука завязывать шнурки; старший брат, показавший младшему приём складывания и запуска бумажного самолётика; сосед дядя Ваня, научивший маленькую девочку кататься на велосипеде… Но чаще всего, услышав эту фразу, мы подумаем о человеке, владеющим профессией учителя.
Учитель… Основная масса людей знакомится с этим словом, когда наступает пора впервые переступить школьный порог. Мне это слово знакомо с раннего детства. Мои первые детские воспоминания мелькают передо мной как картинки: вечер; ласковый свет настольной лампы; склонившаяся над книгами и тетрадками мама. На мою просьбу поиграть со мной, слышу: «Подожди немного, я ещё уроки не приготовила». Моя любимая детская игра: перемешать и снова разложить по стопочкам ученические тетрадки, перелистать их. Я помню, как мама хвалила своих учеников : «Какой молодец Юра В.! Чистенько и правильно выполнил всю работу!» Моя мама- учитель начальных классов. Прошло много лет, но я помню имена всех её учеников, потому что они были «членами нашей семьи», все их беды, радости, проступки и победы были известны и нам. Переживала и тревожилась за своих учеников мама так же, как за нас, её родных детей. Мне, маленькой девочке, это было не совсем понятно и даже немного обидно. И только после института, впервые войдя в класс, увидев устремлённые на меня глаза моих учеников, я поняла всю ответственность, лежавшую на маме, и её чувства.
Сейчас, спустя годы, я могу с уверенностью отнести к себе фразу: «Я учитель». Учитель начальных классов. Это самая интересная и важная профессия. Быть первым учителем очень ответственно, ведь он не только учит элементарным учебным навыкам: чтению, письму, счёту. Перед ним стоит более трудная задача- разжечь искру познания, не дать ребёнку разочароваться в своих ожиданиях, поддержать интерес к учению. Это он встречает с улыбкой маленького человечка у школьного порога, ласково успокаивает, приходит на помощь, лечит душевную рану. От него зависит судьба каждого ребёнка. Мудрый наставник заметит искорку в глазах, поможет, направит- и ребёнок в будущем найдёт свой путь в жизни.
Ещё древние греки говорили, что в обществе есть две важнейшие профессии- преподаватели и врачи. Но если ошибка врача влияет лишь на ближайшее будущее одного человека, то ошибки педагогов- на отдалённое будущее всего общества. Причём исправить эти ошибки уже нельзя. Именно поэтому для общества значимо, кто будет учить молодое поколение, чему учить и как.
Какой же уровень профессионализма должен иметь и какими личностными качествами должен обладать настоящий Учитель? Я считаю, что человек, избравший себе профессию учителя, должен понимать, что его работа - это не просто рабочие часы, проведённые у школьной доски. Рабочий, выполнивший за определённое время план или норму, спокойно идёт домой. А работа учителя- это образ жизни, это состояние души, это непрерывный труд.
Мне очень близко высказывание Л.Н.Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он- совершенный учитель».
Жизнь- это любовь. На этом великом чувстве держится мир. Учитель без любви к своему делу и к ученикам- никто. Нам, учителям, доверяют ребёнка- беззащитное существо, душу, открытую миру, ждущую от жизни только светлого и доброго. Можем ли мы обмануть это существо, нагрубить, накричать на него? Доброты и ласки не бывает много. Посеешь добро и любовь- и увидишь, спустя время, в своих учениках ростки этого добра. Любить детей нужно без условий, независимо от внешности, способностей, характера. Только тогда получишь радость от общения с ними, их улыбки и благодарность. Чтобы чувствовать детей, их внутренний мир, нужно помнить: «Видеть истину возможно лишь сердцем; сущность- это то, что невидимо для глаз,»- утверждал С. -А. Экзюпери.
Конечно, кроме любви к делу и детям, учитель должен обладать целым рядом качеств: быть мудрым и справедливым, талантливым, быть человеком с пытливым умом, открытой душой и горящими глазами, иметь активную жизненную позицию, быть самокритичным и способным к непрерывному обучению и развитию.
Учитель в современном мире- тот же ученик, он должен не только давать ученикам знания, но и сам стремиться к профессиональному и личностному росту. В настоящее время востребована не только высокоразвитая личность, но и личность креативная, ориентирующаяся в информационном потоке. Постоянный атрибут работы учителя-поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания, изучение литературы и внедрение инноваций. Если педагог не развивается, он превращается в обычный стереотип учителя, который пользуется шаблонами и штампами. Педагог должен постоянно находиться в состоянии конкуренции между собой вчерашним, сегодняшним и завтрашним. Анализируя, оценивая, подвергая критике свою деятельность, учитель движется вперёд.
Я считаю, что предназначение учителя не столько в том, чтобы дать детям знания, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, развить в них качества настоящей личности, указать путь в огромный и неведомый мир. Роль учителя- стоять не «над», а «рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне с учениками, направляет, организовывает. Нужно дать каждому ребёнку возможность проявить себя. Учитель стоит между наукой и маленькой личностью и направляет ребёнка на путь познания.
Современное образование ориентировано на системно- деятельностный подход в обучении. А это значит, учитель должен сформировать у учеников стремление учиться, сформировать личность, которая имеет определённые гражданские и нравственные позиции. Чтобы достичь этих целей, учитель должен не только владеть новыми технологиями, внедрять новые формы и средства обучения, использовать интерактивные методы, активизировать познавательную деятельность учащихся, не просто учить предмету, но и формировать способности к самостоятельной деятельности учащихся, способности применять полученные знания в нестандартных жизненных ситуациях. И здесь педагог встречается с проблемой. Сегодняшние дети отличаются от учеников, которые были раньше. Они не играют в коллективные, дворовые игры. Их заменили компьютер и телевизор. Детское общение резко ограничилось, перешло в виртуальную форму. Компьютерные игры, социальные сети всё чаще привлекают сегодняшнего ребёнка. Поэтому перед учителем встают новые задачи: чем мотивировать ребёнка в современном образовании, на какие ценностные ориентиры направить, какие использовать возможности для общения и эффективного взаимодействия ученика и учителя. Настоящего учителя такие трудности не пугают, они лишь мотивируют его в поиске более новых путей решения проблем.
Приёмы и методы обучения, педагогические технологии системно- деятельностного подхода довольно сильно отличаются от приёмов и методов традиционной системы обучения. Возможно, именно новые подходы в образовании позволят преодолеть педагогические проблемы и трудности. Тогда учитель сможет не только создать условия для развития творческих способностей учеников, повысить учебную мотивацию, научить детей самостоятельно мыслить, но и сформировать высокоразвитую, нравственную и свободную личность.
Учитель… Он певец, художник, артист, скульптор, врач… Он никогда не сделает себе карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в том же звании.
Учитель- бессмертен. Он каждый раз с каждым новым учеником снова и снова одолевает гору познания, проживает новую жизнь от маленького беззащитного существа к сильной и свободной личности. Даже если учитель уходит навсегда, он всё равно продолжает жить: в памяти, мыслях, поступках своих учеников.
Учитель- счастливый человек. Несмотря на школьные будни и усталость, он понимает, что всё сделанное им - не зря. Усталость проходит, когда видишь пытливые глаза, милые лица и детские улыбки.
Я- счастливый человек. Я- учитель.